Из истории строений Петропавловской крепости

План Петропавловской крепости - 
(первоначальное название Санкт-Питербурх) был лично составлен царем Петром I. 

Контуры будущей крепости-защитницы нового города определялись естественным очертаниям берегов Заячьего острова.
Природные размеры острова (длинна около 750 метров, а ширина примерно 360 метров) не могли полностью покрыть необходимое пространство для крепости. Строители были вынуждены прибегнуть к искусственному увеличению размеров острова.

Крепость получила форму вытянутого шестиугольника с шестью выступающими угловыми бастионами, которые позволяли вести массированный фронтальный и фланкирующий артиллерийский обстрел  подступов к крепости. Впервые в истории оборонительной архитектуры России применялась бастионная система крепостных сооружений.
Некоторые историки приписывают  планирование оборонительных сооружений, российскому инженеру Жозефу Гаспару Ламберу де Герену, соратника (в те годы) Петра I. 
Другие склоняются к тому, что сам Царь непосредственно владел голландскими чертежами, переводами описаний к военному инженерному делу и разбирался в них достаточно успешно. Поспешность строительства действительно требовала инженерных знаний и навыков.

Здесь не столь важно, кто именно был родоначальник бастионной системы строительства в России, важно то, что строительство шло очень скоро и успешно. Датой начала великого строительства крепости принято считать 16 мая по старому стилю (27 мая по новому) 1703 года.


Возведение поименных бастионов было строго закреплено за ответственными: А. Д. Меншиковым, Г. И. Головкиным, Н. М. Зотовым, Ю. Ю. Трубецким, К. А. Нарышкиным. Обозначение “Государев бастион” было закреплено за самим Петром I.


Фотография двора бастиона Зотова.  
 


Фотография бастиона Меншикова.  

По приказам Меншикова первому обер - коменданту крепости Р. В. Брюсу от 10 апреля 1704 года, можно себе представить какими темпами требовалось возводить крепость:

“ 1. Велеть ходить на работу как после полуночи 4 часа ударит или как из пушкивыстрелят, а работать им до восьмого часа, а со восьми, ударив в барабан, велеть им отдыхать полчаса, не ходя в свои табары.  

2. После того работать им до 11 часов, а как ударит, чтобы с работы шли и отдыхали два часа.

3. Как час после полудня ударит, тогда идти им на работу, взяв с собою хлеба, и работать велеть до 4 часов после полуден, а 4 часа ударит, велеть им отдыхать полчаса с барабанным о том боем.
 

4. После того идтить им на работу и быть на той работе покамест из пушки выстрелено не будет”.
 
 

Король Карл XII был неумолим в своем стремлении вернуть свои земли. Шведский генерал Майдель 24 июля 1704 года доносил в Стокгольм своему королю: “Петербург очень хорошо основан и укреплен, его положение таково, что он может стать одновременно сильной крепостью и процветающим торговым городом ”.

Иоанновский мост и Иоанновские ворота. 


Изначально мост был понтонным деревянным сооружением. Понтонный мост постройки 1703 года, также входил в систему защиты крепости, и его понтонная конструкция не случайна. В случае нападения противника, мост достаточно легко разбирался, отрезая подход к Заячьему острову (финское название - Jänissaari). По докладам Царю, можно предполагать о проблемах с понтонным мостом, конструкция которого подвергалась поломке отдельных частей из-за капризов “непокойной воды” и “водяной точи”.
Интересно то, что историки приписывают название этого моста, обозначая его “Красным”. Вряд ли “Красным” мост могли назвать, подразумевая старинное русское слово, преобразовавшееся в “Красивый”.


Существуют  два других предположения. “Красный” – военное обозначение моста защитниками молодой крепости, которые при необходимости в боевых действиях должны были его взорвать. (Сжечь мост было достаточно сложно. Древесина - дуб, из которой он изготавливался, была корабельным строительным материалом,  то есть пропитанная в соляном растворе).
Второе предположение. “Красный” – военное обозначение моста, по которому подвозили важные документы и казну. Возможно, слово “Красный” подразумевало под собой оба этих обозначений.

По преданию осенью на телеге через мост везли сундук. В сундуке: наказы, планы, карты, и казна для выплаты рабочему, мастеровому и военному люду. На половине моста у телеги сломалась ось, телега накренилась, и сундук упал в воду, уйдя на дно. Возле того места было приказано выставить лодку с караулом в ней. Неделю шарили баграми, ныряли… Сундук так и не был найден.

Тем не менее, именно понтонное исполнение моста, несмотря на всяческие неурядицы, имело стратегическое значение. 
Шведская эскадра из 12 судов и войском из 8000 солдат в 1704 году предприняло вторжение, на молодой город Санкт-Петербург с целью овладения все еще по большей части земляной крепостью. 
Атака противника была провалена, однако шведская армия взяла реванш, и в 1705 году совершила очередное нападение, которое снова закончилось не в пользу шведов. 
Становилось очевидно, что шведы не оставят попыток захватить крепость. 
В боях шведы получили знания о слабых сторонах крепостных сооружений, именно поэтому первоначальное военное решение основательно заменили инженерным. Наведение прочного моста взамен понтонного было крайне необходимо для подвоза каменных блоков, и кирпича, которыми в спешном порядке необходимо было “одеть” бастионы и куртины взамен земляного и деревянного. (Кронверк, как вспомогательное укрепление в 1708 году все еще был земляным, лишь обложенный дерном).

Уже в 1706 году мост перестроили. Были возведены сваи с двумя разводными пролетами. Для меньшего сопротивления на опоры моста его перебросили выше течения пролива коронообразного укрепления крепости. Теперь новый мост мог выдерживать достаточный вес подвозов для каменного строительства.

Следующая дата перестройки моста 1738 год. Так мост обзавёлся блочными гранитными блоками и каменными арочными сводами образовывающие собою береговую дамбу. После перестройки мост стал именоваться – “Петровский”. Необходимо отметить, что на одном из первых мостов Санкт-Петербурга сохранились образцы чугунного литья первой четверти XIX века. В 1953 году мост не только реконструировали, но и украсили декоративными элементами. К его внешнему виду добавили фонарные обелиски и чугунное ограждение.
 
Сегодня этот старинный и уже пешеходный мост с современным названием Иоанновский, но традиционно деревянным настилом, приведет вас к одноименным воротам.
Такое имя дали воротам по отчеству Императрицы Анны Иоанновны. Именно во времена ее правления примерно в XVIII веке строился и был закончен Иоанновский равелин, на постройку которого было потрачено десять лет. 
Окончательная дата завершения строительства Иоанновского равелина 1740 год. Именно эта дата указана над воротным входом.

Петровские ворота. 


Первым воротным входом в крепость по праву можно считать Петровские ворота. Первый порт Санкт-Петербурга основанный одновременно с крепостью был связан именно со стороны Петровских ворот. Замысел исполнения ворот необычен своим символическим значением. Первый материал, из которого создавал свой замысел Доменико Трезини, было дерево. 
На постройку ворот был затрачен почти год (с 1707 по 1708 г.г.).

Ворота были выполнены в виде триумфальной арки, сами створы украшены искусной резьбой по дереву, в виде барельефов, (вершина в облачной теме с изображением образа Бога Саваофа и в продолжении божественной темы барельеф Низвержение Симона-волхва), а главным украшением ворот была статуя-изображение святого Петра. 
Именно апостол Петр своим молитвенным словом низверг Симона, как бы сейчас сказали “чародея” с небес. Над резьбой работали блестящие мастера скульптуры, такие как Н. Пино и К. Оснер.

Барельефы - символ великой победы божественного промысла над земными чарами тщеславия. Растолковать это возможно предположением, того как юный Карл вознесся до небес. Юному Карлу XII неожиданно для Польши и Датско-Норвежского королевства союзников России в Северном союзе достаточно быстро удалось развернуть свои военные таланты. 
Выход этих двух  союзных государств из Северного союза связывают с поражением молодого Российского Царя под Нарвой в 1700 году.

Тяжелое, но поучительное поражение укрепило Петра в его намерениях борьбы за господство в водах Балтийского моря. Самоуверенность Карла в своей непобедимости, была низвергнута Петром. 
Такая важная страница в истории России, как победа в жестокой Северной войне должна была сохраниться для потомков, и ворота были перестроены в каменном исполнении, безусловно и с военной точки зрения того требовала безопасность самой крепости. Толщина стены в этом отрезке расположения портала раны приблизительно двадцати шагам. 
Надо отдать должное Доменико Трезини. Он отнесся к перестройке ворот и содержащейся в них теме барельефов крайне бережно, сохранив их для нас с вами. 
По левую и правую сторону портала ворот расположились ниши со скульптурами богинь мудрости и полководческой прозорливости, а над арочным сводом вознесся двуглавый имперский орел – символ России. Изначально материал скульптуры орла-символа был вылеплен из распространенного тогда материала “алебастр”, после ему предали цветовую гамму соответствующую дереву.

По прошествии лет, решено было создать копию орла из чугуна. После изготовления скульптор Франсуа Вассу осознал насколько тяжелой была эта фигура, и поменял материал на свинец. (По тем временам свинец был достаточно дорогим материалом). Даже с  заменой материала вес изваяния орла 1069 килограмм.

Инженерный дом. 


Пройдя от Петровских ворот по главной аллее, мы увидим слева – здание Инженерного делового двора. Первоначально, как и все первые постройки крепости, Инженерный дом был деревянным. В нем проводилось координирование строительных работ, составлялись инженерные проекты, хранились все необходимые для работы документы, а также дом служил жилым зданием служащим и инженерам. Намного позже в 1749 году дом был выстроен заново, именно таковым, каким  мы видим его сегодня. В нем размещены различные экспозиции первых планов города, подлинные чертежи зданий, дворцов, мостов Санкт-Петербурга и произведений скульптуры,  графики, и воссозданы интерьеры с предметами быта и обихода различных эпох  жизни города.

Невские ворота. 


Замысел гения Доменико Трезини подарил городу в 1720 году Невские ворота в каменном исполнении. 
По преданию, в 1712 году караул увидел в туманной утренней дымке парящих всадников одетых в средневековые кольчуги и латы. В руках их были копья, щиты, а шлемы сверкали золотом в алой заре. Всадники остановились, один из них спешился. От неожиданной встречи солдаты не растерялись, а затрубили тревогу. В ответ спешившийся всадник затрубил в свой рог, и призрачное войско обратилось лучами рассвета. Увиденное караулом солдат истолковали, как дозор дружины Александра Невского. В честь Князя ворота стали именоваться Невскими. (Одна из версий рождения названия ворот). Сегодня одним из покровителей Санкт-Петербурга является Князь Александр Невский. 

Ныне, мы видим исполненный проект перестроенных Невских ворот 1787 года, в архитектурном исполнении Н. А. Львова, необычно четко гармонирующие  с гранитной пристанью, которую построили ранее лишь во второй половине XVIII века по проекту архитекторов Н. Муравьева и Д. Смолянинова. До этого времени пристань была деревянной. 


Комендантский дом. 


"Обер - комендантский дом" - первоначальное название административной деревянной постройки Петропавловской крепости. Главным фасадом дом обращен на восток  - к зданию Гауптвахты.  Дом расширялся и неоднократно перестраивался. Так нем располагалось несколько помещений: жилые покои Коменданта, канцелярия, (Пётр Великий в 1718 году учреждает Тайную канцелярию), следственные помещения, а также домовая церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. Несколько комендантов удостоились чести обрести свой покой на Комендантском кладбище. Именно в этом доме проходили громкие следственные процедуры над  Декабристами, Петрашевцами, Народовольцами.


Фотография коридора бывшей тюрьмы Трубецкого бастиона.  

На сегодня в 23 залах Комендантского дома, (окончательно перестроенного в 1893 году из одноэтажного в двухэтажный) представлены обширные экспозиции истории развития исторических событий Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда.

Монетный двор. 


Монетный двор вместе с Петропавловским собором, Ботным  домиком и Комендантским домом своей архитектурой лаконично формирует главную площадь Петропавловской крепости. 
Здание Монетного двора – монументальное и торжественное, с четкими пропорциями – как бы замыкает перспективу главной аллеи, идущую от Петровских ворот. 

Историческое возникновение Монетного двора приписывают к 1724 году. По указу ПетраI Монетный двор из Москвы был переведен в Санкт-Петербург. 
Изначально помещения были выделены в бастионах Нарышкина и Трубецкого.
 

Фотография бастиона Нарышкина со стороны Невы.  

Необходимость в отдельном здании возникла лишь в 1798 году. 
По проекту архитектора А. Н. Ворохина, по другим сведениям архитектора А. Порто, в 1805 году было выстроено здание Монетного двора, (период постройки с 1800-1805 г.г.). На Монетном дворе чеканились не только золотые,  серебряные и медные рубли и копейки.

Свою Мировую славу заслужили русские медальеры В. Краюхин, Т. Иванов, С. Юдин. С Монетным двором связана деятельность ученых и изобретателей А. К. Нартова, И. А. Неведомского, П. Г. Соболевского, Б. С. Якоби и других выдающихся мастеров. 
На Монетном дворе были созданы собственные технологии изготовления орденов, медалей, нагрудных знаков, с использованием различных металлических сплавов собственного изобретения, разработаны рецептуры декоративных эмалей.

Ботный домик. 


Обычный навес, определил место возведения этого здания - павильона, хранителя главного символа Русского флота. Когда в первой четверти XVIII века в России был создан регулярный военно-морской флот и были одержаны блестящие победы над шведским флотом при Гангуте и Гренгаме и Петербург торжественно праздновал Ништадтский мир, Петр I решил перевезти ботик из Москвы в Петербург, что и было незамедлительно выполнено.

Бережное отношение к своему ботику, на котором он в детские годы учился морскому делу, совершая плавание по реке Яузе и Переяславскому озеру можно проследить по тексту его личного указа:
“Везть до Шлиссельбурга на ямских подводах и будучи в дороге смотреть прилежно, чтобы его не испортить, понеже судно старое, того ради ехать днем, а ночью стоять и где есть выбоины спускать потихоньку”.   

Такой указ в 1723 году соблюдал сержант Коренев, доставивший ботик из Москвы. На Неве и Финском заливе у Кронштадта ботик ожидала торжественная встреча. На празднование были приглашены послы иностранных государств. Сам Петр I в ботике стоял у руля, адмиралы заняли места у весел. Балтийский флот приветствовал “дедушку русского флота”. Пушечная пальба, дробь барабанов продолжалась,  пока Петр I на ботике обходил строй военных кораблей Русского флота.

Только в 1762 году по проекту архитектора А. Ф. Виста, вместо навеса, было начато строительство павильона, которое завершилось к 1765 году. В 1767 году в павильоне по указу Екатерины II разместили ботик Петра Великого. Сегодня ботик находится в Военно – морском музее. Его передали в музей в 1940 году. В Ботном доме находиться лишь копия ботика, установленная в 1997 году. На нынешний день Ботный дом выполняет функции билетных касс и музейного магазина.


Петропавловский собор. 


Самая первая постройка зарождающейся Петропавловской крепости была маленькой деревянной церковь во имя апостолов Петра и Павла. Церковь стали строить одновременно с земляными защитными сооружениями. Дата начала постройки 29 июня 1703 года.

По воспоминаниям современников церковь была “видом крестообразная и о трех шпицах, на которых по воскресениям и праздничным дням подымали вымпелы, расписана была под каменный вид желтым мрамором” 
В 1712 году Санкт-Петербург становиться столицей, нуждающейся в кафедральном соборе, автором проекта собора стал небезызвестный архитектор Доменико Трезини. 
Петропавловский собор задумывался в стиле раннего барокко. 
Строительство собора шло 21 год (с 1712 по 1733 г.г.).

Необходимо отметить, что место возведение собора это точное место некогда деревянной церкви. Колокольня собора была возведена через девять лет, после начала строительства (в 1721 году), именно с ее высоты царь Петр I мог любоваться воплощением своих  замыслов, многие из которых все еще были в стадии возведения. Размеры выстроенного собора впечатляют для того времени. Общая высота 120, 1 метра. Высота шпиля около 40 метров. Высота фигура Ангела – 3, 2 метра, размах его крыльев – 3, 8 метра.

Камер – юнкер Ф. Б. Берхгольц, в своих воспоминаниях писал: “Крепостная церковь… при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении.”  
Окончательно шпиль был закончен только к концу 1724 года. Приблизительно к этой дате на самой колокольне установили куранты приобретенные царем Петром. Царские Куранты не дошли до наших дней. В те времена еще не знали о существовании такого устройства, как “Громоотвод”. От пожара, после удара молнии (с 29 на 30 апреля 1756 года) разрушился сам шпиль, в огне погибли куранты. Пожар повредил и само здание. Кирпич стен, не выдержав температуры, дал множество трещин, из-за этого кирпичную кладку было решено разобрать до окон первого яруса. Единственное что удалось спаси – иконостас. Только в 1766 году приступили к восстановлению колокольни. В 1776 году на колокольне установили новые куранты, изготовленные голландским мастером Оортом Красом. Именно бой колоколов этих курантов мы слышим по сей полуденный день.

Необычный факт в истории Петропавловского собора вошёл в Мировую историю реставрационного ремонтного искусства. Случилось это в 1830 году.
За год до этого события, от сильного штормового ветра на шпиле накренилась фигура Ангела с крестом. Восстановительные работы требовали больших усилий, а именно установку строительных лесов, чтобы подняться на высоту соборного шпиля.

Петр Телушкин проявил не только русскую смекалку, но и отвагу. При помощи веревок он поднялся на шпиль, установив на нем веревочную лестницу. Шесть недель кряду Петр Телушкин ремонтировал фигуру Ангела с крестом. С годами городским архитекторам и инженерам обслуживающих здание собора стало очевидно быстрое старение и ненадежность деревянных конструкций шпиля, которым постоянно требовался профилактический ремонт.
В 1857-50 годах, на Воткинском заводе Урала были изготовлены металлические конструкции, по проекту инженера Д. И. Журавского. По частям их перевезли в Санкт-Петербург, и также по частям монтировали перед зданием собора. Так были заменены деревянные конструкции шпиля, на металлические.

Внутреннее убранство собора поражает своей искусной гармонией. Не передать словами всего того, что испытывает душа в этом Божественном великолепии. В алтарной части у восточной стены собора расположен иконостас, выполненный по эскизам Ивана Зарудного. Над созданием иконостаса (с 1722 по 1727 г.г.) трудилось сорок мастеров: столяров, резчиков, позолотчиков. Иконостас выполнен в виде триумфальной арки победы России в Северной войне.

Петропавловский собор – место последнего упокоения русских императоров. Петр Великий, умер ранним утром 27 января 1725 года. Сорок дней проходило прощание с тружеником России. Под малиновый звон и пушечные залпы со стен крепости и Адмиралтейства гроб с телом Царя перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловский собор. 
По сторонам прощальной процессии выстроились 1250 гренадеров с факелами. 
Тысячи солдат и офицеров приняли участие в похоронах. Гроб с телом Петра I был установлен в специально построенной деревянной часовне посреди недостроенного собора. После окончательной достройки собора, гроб с телом Петра I предали земле.

Пушки полуденного выстрела. 


Первое упоминание о сигнальном выстреле датируется 1736 годом.
Выстрел был произведен с Адмиралтейства. Он оповещал жителей молодого города о полудне. Размеры Петербурга были достаточно малы. Южная граница города проходила по реке Фонтанка. Северная граница находилась в районе Большого проспекта Петроградской стороны. 
Только через 137 лет после того, как город значительно вырос,  артиллерийское орудие было установлено на бастионе Нарышкина Петропавловской крепости. В 1934 году традиционный полуденный выстрел в городе Ленинграде был отменен. 
Возрождение традиции датируется 23 июня 1957 года, в день празднования 250 – летия Ленинграда, ныне вернувшееся первоначальное имя Санкт-Петербурга. На сегодня полуденный выстрел осуществляют с бастиона Нарышкина гаубицей Д-30 калибра 122 мм.




Особая благодарность господину Чемезову Владимиру Юрьевичу, за предоставленные открытки-фотографии, для публикации этой статьи. 
_______________
Частично использованный материал книги “Петропавловская крепость”.
© Людмила Ивановна Бастраева, Валентина Ивановна Сидорова. Лениздат, 1978 год.
Открытки: “Петропавловская крепость”. Автор: Л. Белова. Фото: И. Наровлянского и В. Куприянова. Художник:  Е. Гаврилов. 1987 год.
© Vlada, для www.asreda.com
Актуальные

Комментариев 1

  1. Офлайн
    Севастьян 8 апреля 2017 13:55
    Давненько там не бывал потеплеет организую культпоход!